Цели: коррекция и формирование всех компонентов речевой системы у детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитиемречи) старшего дошкольного возраста от 5 до 7 лет в группах комбинированной направленности и создание оптимальных условий для их успешной школьной адаптации.
Предупреждение возможных трудностей в усвоении программы массовой школы, обусловленных недоразвитием речевой системы старших дошкольников.
Для достижения целей были определены основные задачи коррекционной работы:
формирование правильного звукопроизношения, слоговой структуры и развитие фонематических процессов (способность осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова);
развитие зрительного восприятия, мелкой моторики;
развитие навыков звукового анализа и синтеза;
уточнение, расширение и обогащение словарного запаса;
формирование грамматического строя речи;
развитие навыков связной речи старших дошкольников;
формирование элементарных навыков письма и чтения;
развитие коммуникативности, успешности в общении.
Адаптированная Программа позволит наиболее рационально организовать коррекционную работу с детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи, обеспечить единство их требований в формировании полноценной речевой деятельности, создать предпосылки для дальнейшего обучения.
Содержание коррекционной работы в группах комбинированной направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи определяют принципы и подходы с учетом специфики коррекционно-развивающего процесса дошкольного образовательного учреждения. Успешность коррекционно-развивающей деятельности обеспечивается реализацией следующихпринципов и подходов:
принципы государственной политики РФ в области образования: (гуманистический характер образования, единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, светский характер образования, общедоступность образования, адаптивность системы: Статья 3 часть 1 Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ).
принцип учета типологических и индивидуальных возможностей и способностей детей;
принцип коррекционной направленности образовательного процесса;
принцип развивающей направленности образовательного процесса, ориентирующий его на развитие личности ребенка и расширение его «зоны актуального и ближайшего развития» с учетом особых образовательных потребностей;
принцип обходного пути;
онтогенетический принцип (учитывает закономерности развития детской речи в норме и общность развития нормально развивающихся детей и детей с ОНР);
принцип развивающего обучения, в соответствии с которым главной целью дошкольного образования является развитие ребенка;
принцип преемственности между всеми ступенями обучения на уровне методологии, содержания и методики);
принцип системности и комплексности (системность и комплексность образовательной деятельности, конкретность и доступность развивающего материала реализуются в учебно-методическом комплекте благодаря системе повторения усвоенных навыков, опоры на уже имеющиеся знания, умения и навыки, что в конечном итоге обеспечивает поступательное развитие);
принцип интеграции содержания дошкольного образования в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей;
принцип научной обоснованности и практической применимости;
принцип направленности на формирование деятельности, обеспечивает возможность овладения детьми с нарушениями речи всеми видами доступной им предметно-практической деятельности, способами и приемами познавательной и образовательной деятельности, коммуникативной деятельности и нормативным поведением;
принцип переноса усвоенных знаний, умений, и навыков и отношений, сформированных в условиях образовательной деятельности, в различные жизненные ситуации, что обеспечит готовность ребенка к самостоятельной ориентировке и активной деятельности в реальном мире;
принцип творчества (принцип креативности) предполагает максимальную ориентацию на творческое начало, приобретение собственного опыта творческой деятельности старшими дошкольниками;
принцип охраны и укрепления здоровья ребенка;
комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса. Интеграция усилий специалистов;
принцип психологической комфортности (предусмотрена необходимость обеспечения эмоционального благополучия каждого ребенка);
принцип сотрудничества с родителями, как активными участниками образовательного процесса.
Адаптированная образовательная Программа также строится на основе принципов дошкольного образования,изложенных в ФГОС ДО:
полноценное проживание ребенком всех этапов детства, обогащение (амплификация) детского развития;
построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок проявляет активность в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;
содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
сотрудничество организации с семьями;
приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностей развития);
учет этнокультурной ситуации развития детей.
Перечисленные принципы позволяют наметить стратегию и направления коррекционно-развивающей деятельности, а также обеспечить комплексный подход (клинико-физиологический, психолого-педагогический) к устранению у ребенка недоразвития речи и прогнозировать степень ее успешности.
Программа основывается на следующих научно обоснованных подходах: системно-деятельностном, личностно-ориентированном, средовом, дифференцированном, компетентностном.
Системно-деятельностный подход к коррекции недостатков психофизического развития у детей с тяжелыми нарушениями речи, связанный с организацией целенаправленной деятельности в общем контексте образовательного процесса: ее структурой, взаимосвязанными мотивами и целями; видами деятельности (нравственная, познавательная, трудовая, художественная, игровая, и другие); формами и методами развития и воспитания; возрастными особенностями ребенка при включении в образовательную деятельность.
Системный подход позволяет рассматривать Программу как систему, в которой все элементы взаимосвязаны. Один из главных признаков этой системы — её открытость. Центральной категорией деятельностного подхода является категория деятельности, предполагающая активное взаимодействие ребёнка с окружающей его действительностью, направленное на её познание и преобразование в целях удовлетворения потребностей.
Личностно – ориентированныйподходв широком значении предполагает отношение к каждому ребёнку как к самостоятельной ценности, принятие его таким, каков он есть. Личностно - ориентированныйподход предусматривает организацию образовательного процесса с учетом того, что развитие личности ребенка является главным критерием его эффективности. Механизм реализации личностно-ориентированного подхода – создание условий для развития личности на основе изучения ее задатков, способностей, интересов, склонностей, с учетом признания уникальности личности, ее интеллектуальной и нравственной свободы, права на уважение; осуществляется индивидуальный подход при выполнении коррекционной работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи.
Средовой подход,предусматривающий использование возможностей внутренней и внешней среды образовательного учреждения в воспитании и развитии личности ребенка.
Дифференцированный подход осуществляется к детям в зависимости от их психического состояния и способов ориентации в познании окружающего мира, включая применение специальных форм и методов работы с детьми, оригинальных наглядных пособий, наполняемости групп и методики индивидуально-подгруппового обучения;
Компетентностный подход,в котором основным результатом образовательной деятельности становится формирование готовности воспитанников самостоятельно действовать в ходе решения актуальных задач.
Этот подход формируется участниками педагогического процесса.
Таким образом, объединяются усилия педагогов разного профиля - учителя-логопеда, воспитателя, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре , педагога - психолога.