Ребёнок и телевизор
Телевидение прочно вошло в жизнь наших
детей. Экран все чаще заменяет бабушкины сказки, мамины колыбельные и
разговор с отцом. Но ТВ не подходит на роль главного воспитателя: чрезмерное увлечение
им не идет на пользу развития детской психики.
Как понять,
что пора если не выключить телевизор,
то хотя бы
ограничить время просмотра?
1. РЕБЕНОК ОТСТАЕТ В РАЗВИТИИ РЕЧИ.
Родители и педагоги все чаще жалуются на задержку речевого
развития: дети позже начинают говорить, говорят мало и неохотно, их словарный
запас беден и ограничен.
Причем здесь ТВ?
Ребенок , сидящий перед экраном, постоянно слышит разговор. Но овладение речью
в раннем возрасте происходит только в живом, непосредственном общении с другими
людьми. Ребенку мало слышать, ему необходимо участвовать в диалоге. Слова, не
обращенные к нему лично и не предполагающие его ответа, не затрагивают волю
малыша и не способствуют развитию его речевых навыков.
2. У НЕГО НАРУШЕНЫ ВНИМАНИЕ, СПОСОБНОСТЬ К
КОНЦЕНТРАЦИИ.
Чаще всего это проявляется, когда ребенок идет в школу. Он
не в состоянии сосредоточиться на одном деле больше 3-5 минут, ему трудно
сидеть на уроке, ему постоянно нужно двигаться. Его голова может быть набита
огромным количеством информации, но анализировать и устанавливать связи между фактами
ему трудно. Он постоянно нуждается в новых впечатлениях и внешней стимуляции.
Причем здесь ТВ?
«Волшебный ящик» предлагает бесконечный калейдоскоп картинок, сопровождаемый
музыкой и отрывочными фразами. Осмысливать увиденное не нужно, да и времени
нет: за одним кадром следует другой, они ведут зрителя, не оставляя ему
возможности осознать увиденное.
3. ЕМУ НЕ ХВАТАЕТ ФАНТАЗИИ И ТВОРЧЕСКОЙ
АКТИВНОСТИ.
Ребенок теряет способность и желание чем-либо занять себя.
Ему скучно рисовать, конструировать, придумывать сюжеты игр. Его ничего не
интересует, не увлекает.
Причем здесь ТВ?
Малыш, проводящий слишком много времени перед телевизором, привыкает лишь
пассивно воспринимать информацию. Он и в жизни как бы оказывается по ту сторону
экрана и ждет, когда кто-то «сделает» ему весело и интересно.
4. ЕМУ НЕИНТЕРСНО ОБЩАТЬСЯ С ДРУЗЬЯМИ.
Его общение со сверстниками становиться формальным: детям не
о чем разговаривать или спорить, нечего обсуждать.
Причем здесь ТВ?
Ребенку легче нажать кнопку и ждать новых развлечений. В крайнем случае он
предпочтет просто возиться или толкаться с приятелями.
5. ОН СТАНОВИТСЯ АГРЕССИВНЫМ.
Раньше потасовка на школьном дворе заканчивалась, как только
противник оказывался лежащим на земле – этого было достаточно, чтобы считать
себя победителем. Теперь победитель с удовольствием бьет побежденного.
Причем здесь ТВ? Маленький
ребенок не готов адекватно воспринимать информацию с экрана. Ученые выяснили,
что только 50% родителей пытаются объяснить детям негативные стороны
насильственных действий, демонстрируемых телевидением, а 40% не придают
никакого значения содержанию программ, которые смотрят их дети.
Бессмысленно исключать СМИ из жизни и воспитания детей, но
родители должны регулировать отношения ребенка с телевизором, контролировать
то, что он смотрит, и помнить, что «волшебный ящик» никогда не заменит ребенку
живого общения.
СКОЛЬКО МОЖНО СМОТРЕТЬ ТЕЛЕВИЗОР ДЕТЯМ
РАЗНОГО ВОЗРАСТА?
Ø Детям до 2 лет телевизор
противопоказан.
Ø 2-6 лет – от 15 до 40 минут в
день.
Ø 6-10 лет – не более 1 часа в
день.
Ø 11 лет и старше – не
более 2 часов в день.
По данным ЮНЕСКО, 93% современных 3-5-летних детей смотрят
ТВ примерно 28 часов в неделю, то есть около 4 часов в день, что намного
превосходит их время общения со взрослыми.
|