В любом коллективе есть дети, которые едят очень медленно или отказываются от еды. В каждом конкретном случае нужно проанализировать причины этого. Необходимо различать, где отказ является результатом неправильного воспитания в семье, а где — болезненного состояния ребенка. Если ребенок склонен к эксудативным проявлениям, к аллергическим реакциям на какой-либо вид пищи, необходимо заменить невоспринимаемое им блюдо на другое. Некоторых детей дома кормят насильно. У них вырабатывается привычка к рвоте как невропатическая реакция на насильное кормление.
Таким детям необходимо вначале уменьшить объем пищи, а затем постепенно прибавлять до нормы. Насильное кормление не приносит пользы. Наоборот, чем настойчивее применяется такая система, тем отрицательнее это сказывается на настроении и аппетите ребенка. Пища, съеденная по принуждению, плохо усваивается.
Нередко причиной отсутствия аппетита (анорексия) у детей является невкусно приготовленное, однообразное питание. Анорексия может развиться и при пониженном выделении слюны, когда ребенок медленно и долго жует, а проглотить пищу не может. В таких случаях рекомендуется давать пищу небольшими порциями и разрешать запивать ее водой. Детей с нарушенным аппетитом необходимо тщательно обследовать в детской поликлинике. Целесообразно провести работу с родителями, рассказать о вреде перекармливания, нарушения режима питания. Медицинская сестра при посещении групп в часы принятия пищи выявляет детей с такими отклонениями и сообщает о них врачу.
Особое внимание обращают на детей, склонных к чрезмерной полноте —ожирению. Избыточная полнота предрасполагает к различным заболеваниям сердца, печени, поджелудочной железы. У детей нарушается осанка, появляется плоскостопие, они быстро утомляются, избегают активных игр. Неуклюжесть и отсутствие ловкости вызывают насмешки товарищей. Это отрицательно отражается на состоянии нервной системы, на формировании характера ребенка. В каждом подобном случае врач после обследования ребенка дает рекомендации медицинской сестре, воспитателям и родителям, как правильно организовать его питание.
Необходимо учить детей с самого раннего возраста правильно относиться к еде, объяснять, как питание связано со здоровьем. В то же время питание не должно быть центром всех интересов ребенка. Следует формировать у детей обычные вкусовые ощущения, не балуя их какими-то утонченными блюдами.
В воспитательной работе с детьми важно, чтобы праздничные дни отличались от будней. Поэтому в каждой группе желательно иметь два комплекта посуды. Более красивый ставят на стол в торжественных случаях: в праздничные дни и дни рождения детей. Столы ставят в этот день по-особому, не так, как всегда. Перемена обстановки создает у детей соответствующее настроение.
Критериями оценки эффективности режима и качества питания являются показатели физического развития и состояния здоровья детей. Врачи детских дошкольных учреждений должны обобщать данные антропометрических измерений, общего состояния здоровья детей, их заболеваемости. Не менее двух раз в году они докладывают по этим вопросам на производственных совещаниях, родительских собраниях, советах по питанию.
|